“Покорчим рожицы”

Советы логопеда

 

 

«Покорчим рожицы»

 

Многие родители недоумевают или удивляются, когда на приеме у логопеда слышат рекомендации о необходимости ежедневного выполнения артикуляционных упражнений. . Артикуляционная гимнастика иногда вызывает у таких родителей усмешки и несерьезное отношение к этому процессу.  В таких случаях, задача логопеда убедить родителей в обратном. Для уверенного владения ребенком своим артикуляционным аппаратом игра «Покорчим рожицы» должна стать ежедневным занятием для дошкольника.

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует целая система упражнений.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям младшего дошкольного возраста артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Старшие дошкольники смогут при помощи упражнений исправить –  неправильно сложившееся звукопроизношение.

Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.

В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи не должны напрягаться.

Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

При выполнении упражнений, чтобы не вызывать  переутомление ребенка, необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.

Гимнастика не должна надоедать ребенку. Для это, лучше проводить  ее эмоционально, в игровой форме.

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Первое время в процессе выполнения упражнений наблюдается неловкость и напряженность движений органов артикуляционного аппарата.  И только регулярные тренировки могут положительно повлиять как на качество так и на координацию движений органов артикуляционного аппарата.

Приступаем к занятиям!

 

Название

Способ выполнения

Упражнения для губ

1

 Улыбка

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2

Хоботок

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

3

Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

4

Окошечко

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5

Заборчик-Окошечко.  Улыбка — Хоботок

 

Чередование положений губ.

6

Расческа

Почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

7

«Поцелуй маму»

 

Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

8

Останови лошадку.

 

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать.

Если губы совсем слабые:

— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Название

Способ выполнения

Упражнения для языка

1

Лопаточка

Статические:

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

2

Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

3

Иголочка

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4

Горка (Киска сердится)

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

5

Трубочка

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

6

Грибок

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

1

 

Часики

Динамические:

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2

Змейка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3

Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

4

Чистка зубов

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

5

Лошадка

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

6

Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

7

Маляр

 

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

8

Вкусное варенье

 

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

9

Качели

 

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.