Советы логопеда
«Покорчим рожицы»
Многие родители недоумевают или удивляются, когда на приеме у логопеда слышат рекомендации о необходимости ежедневного выполнения артикуляционных упражнений. . Артикуляционная гимнастика иногда вызывает у таких родителей усмешки и несерьезное отношение к этому процессу. В таких случаях, задача логопеда убедить родителей в обратном. Для уверенного владения ребенком своим артикуляционным аппаратом игра «Покорчим рожицы» должна стать ежедневным занятием для дошкольника.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует целая система упражнений.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Детям младшего дошкольного возраста артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Старшие дошкольники смогут при помощи упражнений исправить – неправильно сложившееся звукопроизношение.
Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.
В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи не должны напрягаться.
Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.
При выполнении упражнений, чтобы не вызывать переутомление ребенка, необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
Гимнастика не должна надоедать ребенку. Для это, лучше проводить ее эмоционально, в игровой форме.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Первое время в процессе выполнения упражнений наблюдается неловкость и напряженность движений органов артикуляционного аппарата. И только регулярные тренировки могут положительно повлиять как на качество так и на координацию движений органов артикуляционного аппарата.
Приступаем к занятиям!
№ |
Название |
Способ выполнения |
|
Упражнения для губ |
|
1 |
Улыбка |
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. |
2 |
Хоботок |
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2. |
3 |
Заборчик |
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь. |
4 |
Окошечко |
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. |
5 |
Заборчик-Окошечко. Улыбка — Хоботок |
Чередование положений губ. |
6 |
Расческа |
Почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. |
7 |
«Поцелуй маму»
|
Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя». |
8 |
Останови лошадку.
|
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. |
Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
№ |
Название |
Способ выполнения |
|
Упражнения для языка |
|
1 |
Лопаточка |
Статические: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. |
2 |
Чашечка |
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. |
3 |
Иголочка |
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. |
4 |
Горка (Киска сердится) |
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. |
5 |
Трубочка |
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. |
6 |
Грибок |
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. |
1 |
Часики |
Динамические: Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. |
2 |
Змейка |
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. |
3 |
Футбол (Спрячь конфетку) |
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. |
4 |
Чистка зубов |
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. |
5 |
Лошадка |
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. |
6 |
Гармошка |
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. |
7 |
Маляр
|
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. |
8 |
Вкусное варенье
|
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |
9 |
Качели
|
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. |