В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно начинать с детьми в возрасте 6-7 мес. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и такое упражнение: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Так нужно делать по 2-3 мин. ежедневно. С девятимесячного возраста следует давать перебирать сначала крупные, ярко окрашенные
Предметы, а затем более мелкие предметы. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Можно использовать кольца от пирамидок.
Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук предлагаются следующие игры.
«Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой рукой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.
С сыном папа может провести игру-соревнование на скорость. «Разложи большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера».
«Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
«Перебираем крупу».. Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
«Игры с макаронными изделиями». Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаги фигуры, предметы.
«Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
«По кочкам через болото». На столе рассыпаются мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1,3,5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.
«Гармошка». Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка – не дать «гармошке» остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.
«Шнуровка». Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое новое отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее
и т.д.);
г) выполнить «обметку через край;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
«Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задания на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробочка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.
«Вязание». На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй палец – на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнения левой рукой.
«Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки. Указательным и средним пальцами другой руки.
«Барабанщик». Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определенный ритм. Ребенок должен повторить этот ритмичный рисунок поочередно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.
«Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» – мелкие фигурки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.
Составление фигурок из счетных палочек или спичек. Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, очки, лесенка и т.д.
«Игры со скорлупой». Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских работ. Раскрошить ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанести на картон тонкий слой пластелина – это фон, а затем предложить ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
«Игры с тестом». Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить). 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок.
«Картофельное пюре или каша». Ребенок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, моркови, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.
«Колечки». Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.
Игры и упражнения для общего речевого развития, воспитания звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте.
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы. Можно вместе с ребенком посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросить ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете. Прислушаться с ребенком к гулу стиральной машинки, плеску воды в ванной, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты.
Пусть ребенок отвернется, взрослый помешает ложкой в стакане, закроет крышкой кастрюлю и т.д., предложить ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Вместе с ребенком попробовать приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, суп, морс.
Придумать меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложить ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» (чашки, чайник), звук «Л» (ложки, вилки, тарелки, салатник) и т.д.
Показать ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед и ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если он затрудняется это сделать предлагается задать наводящие вопросы6 «Кар-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-сики или бананы? Лук или огур-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?»
Ребенку предлагается заменить первый звук в словах звуком «Щ» и назвать новое получившееся слово. Был КИТ, а стал… ЩИТ; была ТУЧКА, а получилась … ЩУЧКА; РЕКА… ЩЕКА; ВЕНОК… ЩЕНОК; МЕЛЬ… ЩЕЛЬ.
Предложить ребенку искать слова на кухне. А вот и корзина (мешочек, коробочка и т.д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Венегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
Угостим друг друга «вкусными словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка). Режет овощи? (Овощерезка). Мелет кофе? (Кофемолка). Выжимает сок? (Соковыжималка).
Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т.д. ? И, наоборот – из чего получается апельсиновый сок?
Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу «Закрой глаза – открой рот». Ребенок с закрытыми глазами определит, что ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона. Затем взрослый меняется ролями с ребенком.
Составила:
Учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №100
«Белоснежка»
Гостиловская Стелла Валерьевна